Каждый вид гриба-микоризообразователя сожительствует с определенной древесной породой. За очень редким исключением некоторые грибы могут образовывать союз с несколькими или даже со многими деревьями, которые в свою очередь бывают очень удаленными друг от друга, как, например, лиственные и хвойные породы. Также нередки случаи, когда микоризообразующие грибы, изолированные от корней, могут развиваться и как, обыкновенные сапрофиты (типа шампиньона), довольствуясь останками тех древесных пород, с которыми они обычно образуют микоризу. Это и опавшая хвоя, листья, поваленная гниющая древесина. Например, белый гриб находили на вершине огромного валуна в сосновом лесу, дубовик крапчатый (спутник дуба и лиственницы) на высоком трухлявом пне березы, произраставшей в лиственном лесу.
Представителем микоризообразующих грибов, предлагающим сожительство многим породам деревьев, конечно, является белый гриб. Известно, что свое название он получил за светлую окраску мякоти, не темнеющую, как у других грибов, на срезе. Ну а за отсутствие ограничений в выборе спутника жизни его вполне можно наречь еще и грибным Казановой. Конечно, на такой образ жизни его сподвигла необходимость выживания на огромной территории своего распространения. Ведь встречается он и в Европейской части России, и в Сибири, и на Дальнем Востоке, Урале, на Кавказе и даже в Арктике (в районе тундры). А каждому району сопутствует определенный тип растительности. Вот и приходится белому искать гостеприимства в еловых и пихтовых лесах, в дубовых рощах, в березняках, буковых и грабовых лесах. Зарождая союз с каждой древесной породой, белый гриб порой меняет некоторые признаки и формы, свойственные традиционным. Гриб, выросший в еловом лесу, отличается темно-бурой шляпкой, в березовом лесу — светлой или охря-но-желтой, в сосняке — красно-коричневой и т. п. Грибы, растущие в холодной зоне Арктики (под карликовыми березками) характеризуются мелкими плодовыми телами.
Иногда при сборе в лесу за белый гриб ошибочно принимают его ближайшего сородича — так называемый желчный гриб. Действительно, они очень внешне схожи. Но ошибаться все же не стоит, поскольку желчный гриб несъедобен из-за горькой мякоти плодового тела. Горечь не удаляется даже продолжительным отмачиванием гриба в воде. Ну а распознать двойника помогает простой прием: надо сделать разрез мякоти в любой его части — шляпке или ножке и выждать некоторое время. На воздухе срезанный слой быстро розовеет. Кроме того, следует обращать внимание на цвет нижней стороны шляпки. У настоящего белого гриба он желтоватый или зеленый, у желчного гриба — розовый или красноватый.
Большая часть микоризообразующих грибов все-таки при подборе дерева-партнера отличается относительным постоянством. Вследствие этого их широта распространения несколько уступает аналогичной у белого гриба.
Часто в названии того или иного гриба заложена подмеченная многочисленными наблюдениями характерная привязанность к определенному типу растения. Очевидно, что больший шанс встретить подберезовика выпадает на места, где произрастает береза. Это может быть и обыкновенный смешанный лес, и сфагновое болото, либо просто березовая роща. Под осиной преимущественно находят плодовые тела подосиновика. Хотя он может не гнушаться отношениями с березой, дубом, тополем, сосной и елью. Грибу-подольшанику по душе подруга — ольха, поэтому чаще он попадается в излюбленных местах этого дерева — светлых лиственных лесах. Дубовик крапчатый сопутствует могучему старожилу леса — дубу, а масленок лиственничный — лиственнице.
В создании определенного грибного ландшафта местности играет некоторую роль состав почвы. В отношении этого фактора грибы обычно малотребовательны что объясняется теми сравнительно незначительными количествами минеральных веществ, которые необходимы для их развития. Поэтому резкой границы между грибной флорой на различных почвах в сущности нет, и один и тот же вид может встречаться как на глинистой, так и на известковой почве. Но некоторые виды грибов-микоризообразо — вателей все же имеют выраженное тяготение к тому или иному типу почвы. Например: